Размножение цветочных растений

Урок биологии Размножение цветочных растений Цель. Познакомить учащихся с приспособлением растений к размножению; выяснить, как размножаются цветковые растения. Формировать понятие «опыления». Воспитывать у детей стремление обогащать природу родного края. Оборудование. Рисунки с изображением цветочных растений, гербарий «Цветочные растения», коллекция «Плоды и семена». Содержание урока И. Проверка знаний учащихся. 1. Работа с календарем природы и труда людей. — Как изменилась длина тени от гномона по сравнению с предыдущими измерениями? Почему? Изменения в неживой природе произошли в течение декабря (как менялась температура воздуха, которым было небо, которые осадки, каково состояние водоемов)? За поведением которых птиц вы наблюдали? 2. Фронтальный опрос. — Как называются растения, живущие в воде? Где растут мхи? Назовите их органы. К какой группе травянистых растений принадлежат хвощи и папоротники, которые органов они не? Назовите хвойные деревья и кусты. Назовите органы хвойных растений. — На какие группы делятся цветочные растения? Приведите примеры цветочных деревьев, кустов, травянистых растений. II . Актуализация опорных знаний. — Вспомните внешнее строение растения. Образующийся из цветка? Какими результатами вы лакомились? Содержащийся внутри плода? — Плоды и семена каких растений вы собирали в парке, на огороде, в лесу, в саду? Покажите его в коллекции. Ученики показывают каштаны, шишки, крылатки, стручки и т. д., называют, которым растениям они принадлежат. — По каким признакам вы узнаете плоды и семена? Почему каждое растение дает много семян? III . Сообщения темы урока. — Сегодня на уроке вы узнаете, что есть органами размножения цветковых растений. IV . Объяснение нового материала. 1. Беседа для осмысления нового материала. На каждой парте гербарий из цветочных растений.
беседка с мангалом

Учитель дает ученикам задание рассмотреть цветочные растения, обратить внимание на цветки и семена. — Как вы думаете, для чего растению цветок? Как правило, ученики скажут, что это украшение растения. — Цветок является органом размножения цветковых растений. Как вы говорили ранее, из нее образуется плод с семенами, если он будет запыленный пыльцой. — Кто опыляет цветы, вам подскажут отгадки к загадкам. Зимой спит, Летом звучит Над садами летает Сладкий росу собирает. (Пчела) Я на цветок очень похож. Сяду на каждой розы. Крылышками машу, В лугу летаю. (Бабочка) Я тружусь, как пчела, но зовут меня ... (оса). — Что делают пчелы, осы, шмели? (Они собирают с цветов нектар.) — В какую погоду насекомые летают над цветами? (В солнечную.) — В цветках, кроме нектара, является пыльца. Когда насекомое садится на цветок, то пыльца попадает на ее тело. Перелетев на другой цветок, она переносит на нее пыльцу предыдущей цветка. Так происходит опыление. Пчел, шмелей, ос, бабочек называют насекомыми-опылителями. — Есть такие растения, у которых цветы очень маленькие, без запаха и нектара. Эти растения опыляются ветром К ним относится пшеница, рожь, овес, кукуруза, ячмень. Ветром опыляются некоторые деревья и кусты: дуб, береза, ясень, ольха, граб, осина, орешник. — А знаете ли вы, как распространяется семена? Рассмотрите плоды ясеня, клена. Эти плоды называют крылатками. Почему возникло такое название? (Плод имеет крылышки. Когда дует ветер, плод летит.) — Рассмотрите парашютик одуванчика. Внутри него находится семя. Подумайте, как семя попадает на место. (Ветер подхватывает парашютики и разносит их далеко-далеко.) — Такие же приспособления имеют плоды сосны, ели. — Рассмотрите плодик стада (в увеличенном виде на рисунке). Что он напоминает? (Он похож на крючок.) Такими крючками плоды цепляются к шерсти животных, одежде людей и путешествуют с ними, пока они не сбросят. Учитель обращает внимание учащихся на рисунки с изображением плодов калины, рябины, облепихи. — Узнайте растения по плодам. Какого цвета плоды калины и рябины? Какого цвета плоды облепихи? Учитель отмечает, что плоды этих растений не только имеют яркий цвет, но и вкусные. Своим цветом и вкусом они привлекают птиц. Птицы тоже способствуют распространению семян этих плодов в среде. — Подумайте, как птицы способствуют распространению плодов в природе. 2. Работа с учебником. — Прочитайте статью «Размножение цветковых растений» (с. 120-121). — При каких условиях с цветка может образоваться плод с семенами? Растения опыляются насекомыми? Для чего весной выносят ульи в цветущие сады? 3. Физкультминутка. И-и-и! И-и-и! Улыбнусь тебе. Я к тебе вернусь И тебе тоже улыбнусь. Мы поиграем с тобой И присядем оба. Вверх руки поднимать И тихонько опускать. V . Закрепление знаний учащихся. 1. Обсуждение вопросов, представленных в учебнике (с. 121). 2. Тестовый опрос. 1. С чего образуются семена? а) 3 листочка; б) с цветка; в) из почки. 2. Растение опыляется ветром? а) Рожь; б) ромашка; в) яблоня. 3. Какой плод имеет крючочки? а) Вишня; б) клен; в) лопух. VI . Домашнее задание. Обработать «Размножение цветковых растений» (с. 120-121). VII . Итог урока. — Как размножаются цветковые растения? Каких насекомых называют насекомое-ми-опылителями?