Ботаника как наука

Реферат по биологии Ботаника как наука Ботаника — это наука о растениях, их строение, жизнедеятельность, распространение и происхождение. Этот термин происходит от греческого слова botane, что означает «трава», «растение», «овощ», «зелень». Ботаника как наука сформировалась около 2300 лет назад. Основоположниками ее были выдающиеся деятели древнего мира — Аристотель (384-322 pp. До н. Э.) И Теофраст (370-286 pp. До н. Э.). Они обобщили накопленные данные о разнообразии растений и их свойства, способы культивирования, размножения и использования, географическое распространение. Теофрасту было известно около 500 видов полезных растений не только европейских видов, но и завезенных из восточных стран. Первые труды по ботанике писались на латинском и греческом языках, а потому до сих пор во всех странах мира эта наука изобилует терминами, имеют в основе слова из языков. Это затрудняет изучение предмета, но облегчает ознакомление с мировым ботаническим литературой. Сейчас ботаника — многоотраслевая наука, которая изучает как отдельные растения, так и совокупности их — растительные группировки, из которых формируются луга, степи, леса и тому подобное. Структура и закономерность роста растений, зависимость их от окружающей среды, закономерности распространения и распределения отдельных видов и всего растительного покрова на земном шаре, происхождение и эволюция мира растений, причины его разнообразия и классификация, запасы в природе хозяйственное ценных растений и пути рационального использования, разработка научных основ введения в культуру новых кормовых, лекарственных, плодовых, овощных, технических и других растений — вот далеко не полный перечень вопросов, которые изучают ботанические науки.
профилированный брус

На сегодняшний день науке известно более 500 тыс. Видов растений и около 1500 тыс. Видов животных. Однако загрязнение воздуха и воды, уничтожения лесов, применение ядохимикатов вызывают нарушение существующих в биосфере экологических связей. Это приводит к неблагоприятным последствиям — исчезновения отдельных видов. Итак, одна из первоочередных задач ботаники — это разработка научных основ охраны природных и растительных ресурсов. Особое внимание уделяется изучению и сохранению редких и исчезающих растений, занесенных в Красную книгу, поскольку с потерей каждого вида не только уменьшается разнообразие растений, но и нарушается устойчивость растительного группировки, сбалансированная течение многих тысяч лет. Возникновение растительного мира и краткая история его развития Растения, которые есть в данный период на Земле, появились не сразу. Растительный мир развивался постепенно — от простых организмов к сложным. Впервые растения, как и вообще жизни, возникли в воде. Именно первые представители растительного мира были простейшими организмами. В процессе эволюции они усложнились и приспособились к окружающей среде. Зарождение и развитие растительного мира тесно связан с историей земной поверхности. Палеоботаника изучает остатки прежних растений, которые сохранились в земной коре, и дает представление об истории растительного мира. Остатки древних растений могут храниться в земной коре очень долго в тех случаях, когда они каменеют или оставляют отпечатки в осадочных породах. Осадочные породы часто прячут занесены и осевшие на дно листья, плоды и тому подобное. Геология всю историю земной коры разделяет на пять эр, а каждую эру на периоды, каждый период — на эпоху (табл. 1). Для каждой геологической эры и ее периодов характерно развитие определенных групп растений и животных. Древнейшая эра — архейская. Она продолжалась более 900 млн. Лет. При архейской эры, очевидно, появились бактерии, поскольку в отложениях земной коры, принадлежащих к этой эры, следы деятельности железобактерии. Видимо, в конце архейской эры появились синезеленые водоросли. В протерозойскую эру появились сложные растительные организмы в виде более высоко организованных по строению водорослей. Палеозой характеризуется еще большим осложнением форм растительного мира. В начале этой эры растительный мир был представлен водными растениями в виде водорослей (зеленые, бурые, красные). В эту же эпоху возникли первые наземные растения — псилофиты, которые в девонский период палеозойской эры доминировали растениями суши. В конце палеозойской эры произошло вымирание древовидных плаунов и хвощей; появились папоротникообразные, хвойные, саговниковые. Для мезозойской эры характерен расцвет голосеменных растений. В юрский период этой эры появились беннетиты, которые считаются прототипами цветочных растений, а в конце юрского периода — Таблица 1. Последовательное развитие растительного и животного мира в разные геологические эпохи

Эра и ее продолжительность Период Органические формы
Архейская, 900 млн. лет или более Протерозойская, 2030 млн. лет Палеозойская, 360 млн. лет Мезозойская, 140 млн. лет Кайнозойская, 60 млн. лет Нижний протерозой, Верхний протерозой Кембрийский Силурийский Девонский Каменноугольный Пермский Триасовый Юрский Меловой Третичный Антропогенное Возникло жизни в водоемах, возможно синезеленые водоросли. Простейшие Различные водоросли. Живые формы поделились на растительные и животные (беспозвоночные) Красные водоросли Бурые водоросли. Первые наземные растения (псилофиты) Грибы. Плауны больших размеров. Папоротника. Хвощевые дерева. Леса крупных древовидных папоротников. Семенные папоротники Рыбы. Наземные позвоночные амфибии Климат стал более влажным и теплым. В воздухе увеличилось содержание кислорода и углекислоты. Древовидные папоротники достигли 40 и высотой. Накопилось каменный уголь. Появились голосеменные. Образовался почва, богатая перегноем. Развились насекомые. Первые пресмыкающиеся Климат стал более сухим и холодным. Вымерли древовидные плауны, хвощи. Развились хвойные, гинкговые, саговниковые. Развились пресмыкающиеся Господство голосеменных растений. Развились пресмыкающиеся (динозавры) Расцвет голосеменных, беннетиты. Вымерли семенные папоротники. Появление первых покрытосеменных растений. Примитивные млекопитающие. Первые птицы Расцвет хвойных (кипарисовых, тисса и др.). Развились покрытосеменные (дуб, ива, магнолия, фиговое дерево, клен, виноград, тополь и т. д.). Пальмы. Вымерло много пресмыкающихся. Развились насекомые, питавшиеся нектаром цветков Климат стал теплее. Леса широколиственных пород. Расцвет млекопитающих. На конец периода началось похолодание на севере. Возникновение предков человека Северное полушарие покрылась льдом, который двигался на юг и прятал растительный покров. Следующее потепление привело к таянию ледников. Травянистые, близкие к современным, растений. Возникновение человека и развитие культурных растений
цветочные — покрытосеменные растения, которые стали быстро, распространяться на всей Земле. Кайнозойская эра, которая продолжается и в настоящее время, характеризуется резким уменьшением голосеменных растений и буйным расцветом покрытосеменных (цветковых) растений. На Земле все время происходила смена климата, поверхности, что привело к изменению среды, под воздействием которого возникли новые формы растений, а естественный отбор уничтожал все несовершенное и хранил наиболее жизнеспособное. Так создавались различные формы растений. В истории развития растительного мира можно выделить 6 основных эпох, в каждой из которых наблюдалось доминирование отдельных групп растений. Это эпохи: 1) бактерий и близких к ним организмов; 2) водорослей; 3) псилофитам, которые начали свое развитие в воде, а затем вышли на сушу; 4) возникновения и развития гигантских теломофитив (плаунов, хвощей, папоротников); 5) голосеменных; 6) покрытосеменных, или цветковых, растений. Сходство и различие между растениями и животными Воздух, горные породы, минералы и живые вещества состоят из одних и тех же химических элементов. В природе нет ни одного химического элемента живых организмов, который не встречался в неживой природе. Этим подтверждается общность живой и неживой природы. Определено, что химические соединения, из которых состоит неживая природа, намного проще от соединений, которые есть в живой природе. Так, в растениях преобладают углеводороды соединения, состоящие из углерода, кислорода, водорода и белков, в которых, кроме упомянутых веществ, являются азот, сера, фосфор, магний, калий, кальций, железо и другие вещества. Сложные соединения углеводов и белков является результатом жизненных процессов растений: нужны для этих процессов вещества растения усваивают из воздуха и почвы. Энергию, за счет которой образуются сложные органические соединения, растения берут от Солнца.