Человек

Урок биологии Человек — часть живой природы. Организм человека. Кожа — защитник организма. Береги кожу Цель. Формировать у учащихся понятия, что человек — это часть живой природы. Ознакомить с частями тела, дать представление об организме как единое целое, рассказать о значении кожи в жизни человека. В процессе изучения материала обучать учеников сравнивать и делать выводы, развивать воображение. Производить гигиенические умения и навыки. Оборудование. Таблица «Человек», перхоти. Содержание урока И. Проверка знаний учащихся. Фронтальный опрос. — Как по-другому называют бактерии? Признаки живой природы имеют бактерии? Как они размножаются? Бактерии полезны, а какие — болезнетворные? ИИ. Актуализация опорных знаний учеников. — Какие предметы и явления относятся к природе? Что сделано руками человека? Что относится к живой природе? неживой? Связь существует "ИЖ живой и неживой природой? Ты знаешь, что ты — человек? Ты знаешь об этом или нет? Улыбка твоя единственная Мука твоя — единственная Глаза твои — одни. Сегодня все для тебя — Озера, леса, степи. И жить спешить надо, Любить спешить надо — Смотри не проспи! Ты на земле — человек. И хочешь того или нет — Улыбка твоя — единственная Глаза твои — одни. Василий Симоненко — О ком это стихотворение? III . Сообщения темы урока. — Человек — часть живой природы. Мы начинаем изучать последний раздел курса «Человек — живой организм». Сегодня вы узнаете, чем организм человека подобен других живых организмов, из чего он состоит, какое значение имеет кожа. IV . Объяснение нового материала.
роликовые коньки купить в запорожье
1. Человек — часть живой природы. — Человек — это творение живой природы, она — ее частица. Она — живой организм. Докажите это. (Человек дышит, питается, растет, рожает детей, стареет и умирает.) — Человек — сложная живая система. Чем человек отличается от животных, вам помогут понять такие ситуации. Ситуация первая. Вы побежали наперегонки со своей собачкой Дружком. Он бежал на четырех лапах, а вы? (На двух ногах.) Ситуация вторая. Надя проснулась. Пошла умываться. На крыльце умывалась киса. Киса умывалась лапками, а Надя? (Руками.) Ситуация третья. В вашей кошки Мурки родились котята. Киса-мама учит своих детей. Как? (С помощью движений и звуков.) У мамы родился сынишка. Мама тоже учит его. Как? (С помощью движений и речи.) — Так чем отличается человек от животного? (Человек ходит на двух ногах, руки выполняет различную работу, она говорит.) Благодаря чему человек до — достигает успехов в учебе, работе? (Благодаря уму.) Итак, мышление и речь — это основное, что отличает человека от животного. — Прочитайте статью «Человек — живой организм» (с. 154-155). — Кто были предками человека? Благодаря чему человек приобрел умений мыслить, говорить? Что является самой большой ценностью для человека? Для чего нужно хорошо знать свой организм? 2. Организм человека. Учитель обращает внимание учащихся на таблицу «Человек». Рассказывая, показывает соответствующие органы тела человека. — Организм человека состоит из органов. Сердце, легкие, печень, почки, желудок, кожа — это органы, которые выполняют определенные функции. Одни из них обеспечивают органы кислородом, питательными веществами, другие — изменяют и превращают пищу в питательные вещества. Работа всех органов взаимосвязана. Если, например, заболело сердце, тем хуже работают легкие, печень, почки. — Объясните пословица: «Береги одежду, пока новый, а здоровье — пока молодой». — Прочитайте статью «Организм человека» (с. 155). — Управляющий слаженной работой органов в организме человека? (Головной и спинной мозг.) 3. Физкультминутка. Что-то не хочется сидеть. Нужно немного отдохнуть. Руки вверх, руки вниз. На соседа посмотри. Руки вверх, руки в стороны. Все сделайте четыре шага. Выше руки поднимите. А теперь их опустите. Прыгните, дети, несколько раз. За работу — все в порядке. 4. Кожа — защитник организма. — Чем покрыто тело человека? (Кожей.) — Погладьте кожу руки. Какая она? Оттяните кожу пальцами, а затем отпустите. Что произошло с кожей сначала и потом? Учащиеся приходят к выводу: кожа мягкая, гладкая, упругая. Учитель уточняет, что благодаря этим свойствам она не мешает человеку двигаться. — Кожа — надежный защитник внутренних органов от повреждений. Кожей мы ощущаем тепло, холод, боль. Практическая работа. Учитель предлагает ученикам прикоснуться пальцем к чистому стекла. — Что осталось на нем? (Жирное пятно.) — Рассмотрите кожу через лупу. Что вы увидели? (Отверстия-поры.) — Рассмотрите рисунок в учебнике (с. 156). Расскажите, какую строение имеет кожа. — Сквозь поры на поверхность кожи выделяется жир и пот, которые смягчают ее, а пот, испаряясь, охлаждает наше тело, благодаря чему оно не перегревается. Жир и пот загрязняют кожу. На грязной коже появляются микробы. Сквозь царапины на коже они проникают в организм человека и вызывают различные заболевания. На чистой коже микробы погибают. Учитель предлагает ученикам вспомнить правила гигиены по уходу за кожей. 5. Правила ухода за кожей. — Если вы ранили кожу, то смажьте это место йодом. Тогда микробы не попадут в организм. При ожогах кожи бывает сильная боль. Чтобы его снять, к месту ожога прикладывают что-то холодное, например, грелку со льдом. Обожженное место можно смазать каким-либо жиром. Чаще всего подвергается обморожению кожа лица, ушей, пальцев рук и ног. Обмороженное место белеет, становится неслышным. Его немедленно растирают мягкой тканью, смазывают жиром. Ни в коем случае нельзя растирать снегом! Обмороженные пальцы рук и ног опускают в воду комнатной температуры. — Кожа постоянно обновляется, ее верхний слой стареет и осыпается, а на его месте образуется новый. Чтобы кожа была здоровой, нужно не только соблюдать правила гигиены, но и закалять его. Для этого следует:

  • обтирать тело влажным полотенцем и растирать его сухим;
  • обливаться холодной водой и принимать холодный душ;
  • летом полезно купаться и загорать.
V . Закрепление знаний. — Чем организм человека подобен других живых организмов? Из чего состоит организм человека? Какое значение для организма человека м # является кожа? Почему кожа не мешает человеку двигаться? Почему кожа должна быть чистой? — Послушайте загадки, отгадайте их. Скажите, о какой орган тела люди-ли речь. Два окошка имеем Хорошо о них дбаем Оба около себя, Как звезды к небу. (Глаза) Один говорит, двое слушают Два смотрят. (Рот, уши, глаза) Между двух светил Я посередине один. (Нос) Вся жизнь друг друга обгоняют, А опередить не могут. (Ноги) Пять братьев, пять силачей Хотя и кажутся маленькими. Можем все делать ими И писать, и мастерить ... Кто они, сумей угадать. (Пальцы) VI . Домашнее задание. Разработать статье «Человек — живой организм», «Организм человека», «Кожа — защитник организма», «Береги кожу» (с. 154-157). VII . Итог урока. — О чем вы узнали на уроке? Изучившие? О чем услышали впервые? Который сделали вывод для себя?