Рассказ учителя на уроках естествознания (с примером урока)

Рассказ учителя на уроках естествознания ( с примером урока) В начальной школе живое слово учителя используется в трех формах: рассказ, беседа и чтения вслух. Рассказ учителя является одним из способов преподавания нового материала. Рассказ — это систематическое преподавание фактического учебного материала или описание определенного природного объекта или явлений, природы. К рассказу учитель прибегает тогда, когда изучается тема, с которой у детей нет сведений или они незначительны, а текст учебника не дает полных представлений о предметах или явлениях. Рассказ учителя дает учащимся возможность ознакомиться с материалом в последовательном, систематическом виде, учит их правильно и логически мыслить. Она должна создать у учащихся образные представления о изучаемого предмета и явления. Рассказ учителя по форме изложения должна быть доступной и популярной с учетом возраста и уровня развития детей, понятной всем ученикам, а не отдельным из них, должна быть яркой и эмоциональной, пробуждать интерес и активизировать умственную деятельность учащихся. Рассказ должен быть также идейно направленной, не содержать ошибок и неточностей. Рассказать четко и просто учитель сможет лишь тогда, когда сам знать в совершенстве тот материал, который объясняет детям. Чтобы подробно ознакомиться с научным трактовкой того или иного вопроса, учитель использует различные дополнительные источники: энциклопедии, научно-популярную литературу, справочники и др. Рассказ должен быть логически и стилистически правильной, не содержать неправильных слов.
Лучшие решения для любителй охоты на https://armouries.in.ua/ с доставкой по всей Украине.

Только правильно построена, эмоциональная и яркая рассказ захватит детей, заинтересует их, будет примером правильного построения ответа. Она должна иметь и воспитательное значение. Во время рассказа учитель использует образные описания природы, стихи или читает отдельные отрывки из художественного произведения или научно-популярной литературы. Много описаний явлений природы, местностей можно найти в произведениях М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского, В. В. Бианки, I. С. Соколова-Микитова, в журнале «Юный натуралист». Однако рассказ не следует перегружать лишними фактами и описаниями. К. Д. Ушинский отмечал, что педагогическая рассказ не только должна отличаться интересом, но и содержать в себе чисто педагогические качества: она должна быть такой, чтобы могла легко отметиться в памяти детей, чтобы, дослушав рассказ до конца, ребенок запомнил ее середину и начало, чтобы детали не затеняли главного и чтобы главное, лишенное деталей не стало сухим. Итак, в рассказе учитель использует главное, типичное и рассказывает о нем более подробно, но не вникает в подробности. Чтобы создать образные представления, учитель обязательно иллюстрирует свой рассказ различными наглядными пособиями — таблицами, картинами, картами, гербариями, коллекциями, макетами и др., а также опирается на те представления и понятия, которые уже имеют дети. Без иллюстрации рассказ теряет свое качество и хуже воспринимается учениками. Рассказ может сопровождаться демонстрацией опытов, диафильмов, кинофильмов и диапозитивов. Однако какой интересной не была бы рассказ, она не должна быть длинной. Восприятие рассказа учителя требует от детей большого умственного напряжения. Эта особенность у детей младшего школьного возраста малоразвитая. Сначала они слушают внимательно, а потом устают, содержание рассказа теряется, поэтому ее нужно ограничивать до 7 — 10 мин во II и 10 — 15 мин в III классах. Опытный учитель следит за состоянием учащихся во время рассказа и при первых признаках усталости переключает внимание учащихся на другие приемы и методы работы. Чаще всего рассказ учителя чередуется с беседой, которую проводят за картиной или таблицей, зарисовками на доске, работой с картой. Целесообразно названный объект предложить детям самим найти на картах, применяя ориентиры, которые дает учитель. Для беседы можно использовать результаты наблюдений детей или элементы эвристической беседы (чаще всего во время демонстрации опытов). К рассказу учитель должен тщательно готовиться: заранее определить место рассказа на уроке, темы ее учебную и воспитательную цель; ознакомиться с соответствующими материалами учебника, научной, научно-популярной литературой; подобрать стихи, загадки или отрывки из произведений, составить план рассказа, выделить места, на которые следует обратить особое внимание. Учитель обязательно подбирает нужные наглядные пособия, знакомится с их содержанием, намечает последовательность и момент демонстрации их, продумывает вопросы для проведения беседы. Отмечает новые слова и названия, которые дети должны запомнить, и др. Урок . Термометр строение термометра. Измерение и запись температуры. Правила безопасности при пользования термометром Цель. Познакомить учащихся со свойствами жидкостей, которые способны расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении, использованием этих жидкостей в термометрах; научить пользоваться термометром; развивать наблюдательность, умение анализировать природные явления, воспитывать потребность в сохранении своей жизни и здоровья. Оборудование. Образцы термометров, пробирки, вода, модели термометров. Ход урока И. Минутка наблюдений. — Какое сегодня небо? — Были утром осадки? — Есть ли сегодня ветер? — Какова длина тени от гномона? — Сравните сегодняшнюю погоду с погодой предыдущих дней недели. Что вы заметили? II . Проверка домашнего задания. — Скажите, истинные или ложные такие утверждения: «Чтобы было жизни на Земле, необходимо тепло". «Солнечное тепло впитывают неодушевленные предметы и живые организмы». «Все лучи одинаково нагревают поверхность Земли». «Гномон — деревянный колышек высотой 1 м». «От солнечного тепла зависит температура тела некоторых животных». III . Актуализация опорных знаний учащихся. — Тела имеют температуру. — Чем измеряют температуру тела? IV . Сообщение темы и задач урока. — На сегодняшнем уроке вы научитесь пользоваться термометром, узнаете, какие есть термометры и правил безопасности необходимо соблюдать при использовании термометром. V . Изучение нового материала. 1. Рассказ учителя с элементами беседы. Учитель демонстрирует различные виды термометров. — Из каких частей состоит термометр? а) шкала с делениями и цифрами; б) стеклянная трубочка. — Наименьшая деление соответствует одному градусу. Цифры, стоящие у делений, обозначают число градусов. Ноль на шкале обозначает ноль градусов. Все цифры выше нуля показывают градуса тепла, а ниже нуля — холода. В запаянной стеклянной трубочке содержится жидкость — окрашенный спирт или ртуть. — Как правильно определить и записать температуру? 2. Практическая работа. На моделях термометров ученики показывают названную учителем температуру. 3. Проблема. — Как вы думаете, почему жидкость в трубочке опускается или поднимается? 4. Демонстрация опытов на выявление свойств жидкостей расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении. — Нальем полную пробирку окрашенной воды комнатной температуры и закроем ее пробкой со стеклянной трубкой. Вода зайдет в трубку. Обозначим уровень воды полоской бумаги. Опустим пробирку в горячую воду. — Что вы заметили? — А теперь опустим ту же пробирку в холодную воду. Как изменился уровень воды в пробирке? — Итак, вода при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается. — Как можно объяснить такое явление? VI . Работа с учебником (ст. 83-86). 1. Чтение статьи «Термометр» (с. 83-84). 2. Чтение, анализ и изучение алгоритма, как правильно определить и записать температуру. 3. Изучение правил пользования термометром (с. 85). 4. Словарная работа. Термометр, градус, сжимается, расширяется. 5. Ответы на вопросы. Физкультхвилинка. VII . Закрепление изученного материала. 1. Решение естественных задач. а) Морозным дня Юрий принес домой полную бутылку масла. Через некоторое время масло потекла по стенкам бутылки, часть масла вылилась. Почему? б) Мар'янка занесла в комнату бутылку, в которой замерзла вода. Через некоторое время бутылка лопнула. Почему? 2. Игра «Да или нет». — При нагревании вода сжимается. — На вопрос матери «Какая температура воздуха», девочка отвечает «12 °». — Нельзя прикасаться к ртути руками. Она ядовита. — Температуру тела человека, воздуха, воды, почвы измеряют с помощью термометра. 3. Запишите с помощью условных обозначений: четыре градуса тепла; пять градусов ниже нуля; десять градусов выше нуля; восемь градусов мороза. VIII . Работа в тетради (с. 17). 1. Продолжи предложение (дл. 1). 2. Запиши ответ на вопрос (дл. 2). 3. Дл. С 4. 4. Практическая работа (дл. 5). 5. Творческая работа (дл. 6). IX . Итог урока. — Что нового вы узнали на уроке?

  • Какие бывают термометры?
Обработать «Термометр», измерить температуру воздуха утром, в полдень, вечером. Сравнить ее. X. Домашнее задание. — Как определить температуру?
  • Какое свойство жидкостей использована в термометре?