Развитие методики естествознания на украине

Отечественный педагог К. Д. Ушинский (1824—1871) большое внимание уделял ознакомлению детей аз предметами и явлениями природы. Свои книги для чтения в начальных классах школы («Детский мир и Хрестоматия» и «Родное слово») он построил в основном на естественном материале. В предисловии к первому изданию «Детского мира» он указывает на те причины, которые определили его выбор. Это, во-первых, наглядность предметов природы. Ребенок, который начинает учиться, должна не только понимать, что она читает, но и наблюдать предмет. Во-вторых, предметы окружающей природы К. Д.Ушинский считал удобными для развития логического мышления учащихся. Он писал, что логика природы является наиболее доступной и полезной логике для детей. Что же предлагал К. Д.Ушинский для изучения молодым школьникам из естественных наук? Он остановил свой выбор на предметах, окружающих ребенка и более-менее знакомые ей, рекомендовал находить интересное в окружающей обстановке и тем самым осуществлять связь обучения аз жизнью. Так, разрабатывая методические указания к «Родного слова», Ушинский отмечал, что беседы с учениками педагог должен строить на явлениях, характерных для своей местности, поскольку начальное обучение начинается аз ближнего и известного ученикам. Поэтому основным содержанием «Родного слова» для первого года обучения являются упражнения, цель которых — логическое объединение окружающих предметов вокруг таких общих родовых понятий, как «минералы», «растения», «животные» и «люди».
игры на андроид

Книга для чтения «Детский мир», за думкоюК. Д.Ушинського, должна стать «порогом серьезной науки». Он указывал, что подавать без связи описания тех или других природных предметов и явлений — только зря утомлять дитячупамьять; изучать в начальных классах систему наук о природе, незбагатившы детей конкретными знаниями — значило бы идти извимогамы педагогики. Поэтому Ушинский в «детском мире» вмистивпропонував сравнивать их между собой и на этой основе строить определенную систему. Перед чтением статей он рекомендовал учителюпродемонструваты предмет, а детям сделать его устное описание. Учитель направляет этот процесс вопросами: цвет предмета? Каковы его размеры? И т. д. Позже можно задавать вопросы более общей порядке; перечислить существенные признаки предмета; пользу, которую он приносит и др. Итак, изучая книги К. Д.Ушинского, ученики повинниусвидомиты ту истину, что в природе все взаимосвязано, что природа — не нагромождение отдельных предметов, а в ней существует система, которая является результатом закономерного развития природы. Педагогическую теорию начального образования, разработанную К. Д.Ушинского, развивал В. П.Вахтеров (1853—1924). Его книга "Предметный метод обучения (1907) не утратила своего значения и в наши дни. Природа и жизнь — вот первые воспитатели ребенка, утверждает автор и призывает учителей раскрывать перед детьми замечательную книгу природы, пусть она сама разговаривает с детьми, пусть они учатся ее читать. Обучение, основное на наглядности, он называет предметным, подчеркивая роль всех органов чувств в усвоении знаний. В 1874 было утверждено Положение о начальных народных училищах. Оно не предусматривало изучение естествознания. Однако передовые педагоги находили возможность пропагандировать материалистические идеи, знания о природе, взгляды А. Л Герда и К. Д.Ушинского. В 1902 гг. Вышли в свет «Методика начального класса естествознания» Л. С.Севрука (1867—1918) — последователя О. Я.Герда. Автор предлагал такую систему изучении природы в начальных классах: «3емля», «Вода», «Воздух» — 1 ч., «Растения», «Животные» — 11 ч. Свою систему Л. С.Севрук обосновал научным принципом взаимосвязи и взаимозависимости явлений природы. Методы обучения — закономерностями психического развития учащихся. Он указывал на большое значение ознакомления детей не только с предметами, но и с явлениями природы, на использование при этом таких процессов мышления, как индукция, дедукция, анализ, синтез. Проводником революционных идей Дарвина в школьном естествознании был В. В.Половцов (1862—1919). В 1907 гг. Вышли его книга «Обновления общей методики», в которой он призвал широко использовать в школе биологический метод: устройство организмов изучать в связи со средой. Он разработал методику использования наглядных пособий, проведение наблюдений, опытов, практических занятий и экскурсий, придавая большое значение всестороннему развитию учеников. В. В.Половцов впервые ввел в методику понятие «учебный предмет», показал его отличие от науки и обосновал принципы отбора учебного материала. Последователями биологического метода были также И. И.Полянський, И. И.Трояновський, которые выступали за раскрытие существующих в природе взаимосвязей, приспособлений организмов к условиям среды. На первом Всероссийском съезде по вопросам народного образования (1914) подчеркивалось, что для осуществления всестороннего, гармоничного развития личности необходимо в начальную школу ввести принцип трудового воспитания, приблизить учебный материал к жизни. Указывалось на необходимость проведения экскурсий, активизации таких методов обучения, как самостоятельные наблюдения и опыты детей. Однако в тех условиях съезд так и не завершил свою работу, а прогрессивные взгляды на изучение естествознания не нашли распространения в массовой школе. В 1924 было принято комплексные программы, по которым весь учебный материал разделен на колонки -00 «Природа», «Труд», «Общество». Изучение природы в этих программах рассматривался как материальная основа для других циклов знаний. В 1929 комплексные программы было заменено проектно-комплексными, по которым теоретический материал излагался в зависимости от отдельных задач практического характера. Но ни комплексные, ни проектно-комплексные программы не могли обеспечить надлежащей теоретической подготовки учащихся, дать им глубокие знания по основам наук. Существенную роль в развитии методики естествознания сыграли труды К. П.Ягордовського, О. О.Половинкина, К. А.Сонгайло, П. О.Завитаева, М. М.Скаткина и других ученых-методистов. К. П.Ягодовський (1877—1943) в своих трудах («Уроки по естествознанию в начальной школе», «Практические занятия по естествознанию в начальной школе», «Уголки природы в начальной школе» и др.) Выступал за необходимость вивченняприродознавства. Важной задачей школьного естествознания К. П. Яголовський считал формирование научных понятий. На конкретных примерах он разработал методику формирования первичных обобщений у младших школьников, большое значение придавая при этом анализа, синтеза, индукции и дедукции, единства и взаимосвязи их. К. П.Ягодовський также впервые указал на конкретные пути формирования у учащихся основ диалектико-материалистического мировоззрения, подчеркивая при этом огромное значение органической связи изучение природы. С. А.Павлович (1884—1976) много внимания уделял оборудованию уроков природоведения необходимыми наглядными пособиями, а также изготовлению этих пособий самими учащимися. Его основные труды — «Практика преподавания естествознания в начальной школе», «О системе наглядности в школьном естествознании», «Кабинет естествознания» и др.