Менеджмент качества — современное состояние и перспективы развития

Менеджмент качества: современное состояние и перспективы развития До недавнего времени основную роль в повышении качества продукции играла физический труд. Сейчас эта проблема не может быть решена без участия ученых, менеджеров, инженеров. Большой вклад в разработку теории управления качеством продукции сделали отечественные и зарубежные ученые. Так, работы американского ученого-экономиста А. Деминга стали теоретической основой общего менеджмента качества, а А. Фейгенбаум стал автором концепции комплексного управления качеством, которая в настоящее время является эталоном системы менеджмента качества на предприятии и лежит в основе международных стандартов ISO. Среди отечественных ученых, посвятивших свои работы этому вопросу, можно выделить О. Б. Чернегу, С. М. Коваленко, В. А. Мозолюк и др. Цель — изучить современное состояние менеджмента качества, государственное регулирование и перспективы его развития.
Часовой ломбард в Москве

Теоретической и методологической основой для написания статьи стали научные труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам управления качеством продукции, повышения ее конкурентоспособности и внедрение международных стандартов ISO серии 9000 на предприятиях. В работе использованы нормативно-правовые документы Украины, проведен сравнительный анализ. Интеграция в европейское и мировое сообщество требует тщательной подготовки, поскольку от этого зависит и выживание наших предприятий. В то же время, по данным Всемирного экономического форума в Давосе, в 2005г. Украина по уровню конкурентоспособности из 117 стран заняла лишь 84 место. Именно поэтому нашим предприятиям необходимо как можно быстрее подтягиваться к мировому уровню качества. Как результат, эта проблема приобрела общегосударственного экономического статуса. Несмотря на это отечественные потребители не ставят жестких требований к качеству многих видов продукции. Хотя некоторые предприятия и начали применять современные методы повышения качества и делового совершенства, которые базируются на принципах комплексного управления костью (TQM), нет системы поддержки и обмена опытом между такими предприятиями. В соответствии с международным стандартом ISO серии 9001 версии 2000г. В мире сертифицированы уже более 800 000 систем управления качеством. Мировыми лидерами в этой сфере является Китай, Италия, Великобритания, Япония, Испания, США, Франция и Германия. В Европе наибольшее количество сертифицированных систем управления качеством в Чешской Республике (более 11 тыс.), Венгрии (свыше 10 тыс.), Польши (около 6,5 тыс.), Румынии (6 тыс.). Лидерами по активизации работ по внедрению и сертификации систем управления качеством является Латвия (прирост в 6 раз), Чехия, Россия и Словения (прирост в 4 раза). Сейчас Украине насчитывается 1630 предприятий, получивших сертификаты на систему управления качеством (по данным Реестра Системы УкрСЕПРО, ВVQI Украины, SIC в Украине, ТЮФ НОРД Украина), в том числе 54 на систему экологического управления. По данным Реестр Системы УкрСЕПРО, по состоянию на 01.07.2006 г... Действующими являются 1113 сертификатов, выданных отечественным предприятиям, сертифицировали систему менеджмента качества (СМК), в том числе 26 сертификатов на систему экологического управления (СЭУ ). В области сертификации систем экологического управления в соответствии с международным стандартом ISO 14001 ситуация такова: на конец 2005г. В мире сертифицировано почти 110 тыс. Систем. Мировыми лидерами в этой сфере являются Япония, Китай, Испания, Великобритания, Италия, США, Германия. В Европе наибольшее количество сертифицированных систем экологического управления в Чешской Республике, Венгрии, Польше, Румынии, Словении. В Украине по состоянию на 1 января 2006 действующие 1405 сертификатов на системы управления качеством отечественных предприятий, в том числе в реестре системы УкрСЕПРО зарегистрировано 989 действующих сертификатов на системы управления качеством (ДСТУ ISO 9001—2001), 49 — на системы экологического управления, в том числе в реестре системы УкрСЕПРО 23 — на системы экологического управления (ДСТУ ISO 14001-97) отечественных предприятий. С одной стороны, такая ситуация связана с отсутствием необходимых знаний в сфере управления качеством. На предприятиях не проводят разъяснительных работ, нет системы подготовки специалистов, приводит к неправильному ранжирование целей руководством: прибыль, затраты, качество. С другой стороны, некоторые предприятия пытаются интерпретировать систему менеджмента качества TQM удобнее для себя. То есть выбирают те элементы, которые не требуют дополнительных затрат и соответствуют действующим стандартам. Тем более, что инвестирование в качество принадлежат к долгосрочным вложениям и не каждый предприниматель имеет желание работать на перспективу. Однако что возрождение экономики страны, ее международное признание и авторитет связанные с качеством ее продукции. Именно государство должно обеспечить все необходимые условия для реализации этих процессов. Сейчас правительство Украины выделило такие стратегические цели в области качества: постоянное повышение качества и конкурентоспособности отечественной продукции; улучшение условий и уровня жизни; обеспечение устойчивого развития экономики; сохранение и восстановление окружающей среды; пропаганда и внедрение принципов всеобъемлющего управления качеством; формирование позитивного имиджа Украины на международном уровне. С целью стимулирования работ по внедрению систем управления качеством на малых предприятиях предоставляются консультационные услуги по созданию систем управления консалтинговыми фирмами, обеспечивается государственная поддержка через компенсации части затрат на разработку и внедрение этих систем за счет бюджетных средств. В Украине ежегодно проводится Всеукраинский конкурс на соискание премий по качеству и „ Европейская неделя качества ", который знакомит наших производителей с мировым опытом развитых стран. Конкурсная комиссия оценивает продукцию учитывая их потребительские и органолептические свойства, по сравнению с аналогами, представленными на потребительском рынке Украины, при этом учитывают социальную конкурентоспособность и доступность на украинском рынке, наличие подтвержденных претензий к качеству со стороны потребителей, организаций, контролирующих органов, работу системы управления качеством предприятия, использование регионального и украинского сырьевой базы, комплектующих изделий и материалов. Постоянно осуществляется мониторинг внедрения и сертификации систем управления качеством предприятиями, на которых затем размещают государственные заказы на поставку их продукции. Начата подготовка специалистов по качеству. Таким образом, постепенно в стране создаются благоприятные условия для эффективной реализации политики менеджмента качества и внедрение систем управления качеством на предприятиях в соответствии с международными стандартами ISO. Получение сертификата соответствия является гарантией высокой культуры производственно-сбытового процесса и прав потребителей. Этим занимается специализированная фирма по контракту. Основная ее работа заключается в сравнении текущего уровня качества с запланированным. Информацию для такого сравнения дают учет и анализ затрат, связанных с обеспечением качества проекта. Эти расходы классифицируют так: предупредительные, направленные на постоянное удовлетворение требований заказчика по производству продукции без дефектов (расходы на обеспечение качества проекта, обучение персонала и т. д.); информационные, связанные с желанием заказчика (потребителя) убедиться в том, что процесс идет в нужном направлении (расходы на инспекционные проверки, лабораторный и операционный контроль); внутренние, направленные на устранение дефектов, связанных с внутренними проблемами (расходы, связанные с браком и ремонтом оборудования), с целью корректировки процесса изготовления продукции, приемлемой для потребителей; внешние, направленные на устранение дефектов, выявленных заказчиком (расходы на возвращение продукции, удовлетворения жалоб потребителей, необходимые меры). С практической точки зрения увеличения доли предупредительных затрат и уменьшение всех остальных можно достичь с помощью повышения уровня информированности как руководителей, так и служащих; совершенствование производственной базы, используя новейшую технику и методику; расширение национальной и региональной кооперации, что облегчит обмен информацией и опытом между новыми и сертифицированными предприятиями; совершенствование электронных средств связи, профессиональных знаний и навыков в информационных технологиях; расширение участия в руководящей и технической работе. Реализация этих мероприятий позволит использовать такие преимущества: стабильный выпуск продукции высокого качества; расширение рынков сбыта; улучшение отношений с партнерами, потребителями и формирование высокого имиджа предприятия; выпуск безопасной пищевой продукции; статус предприятия-защитника окружающей среды; появление дополнительных возможностей для инвестирования; возможность преодоления нетарифных барьеров для продвижения продукции предприятия на мировой и европейский рынки. Выводы Доходная теория бизнеса сейчас потеряла свою актуальность. Новая модель управления предприятием базируется не на количестве произведенной продукции, а на ее качестве. Удовлетворение потребностей потребителей стало основой политики руководителей предприятий. Процессы в Украине относительно сферы менеджмента качества и ее приоритетного места соответствуют мировым. Медленно, но уверенно наше государство выходит на новый уровень экономического развития. Список литературы

  1. Дэминг Э. Выход из кризиса. &Mdash; Тверь: Альба, 1994. — 497 с.
  2. Эволюция и проблемы менеджмента качества в Украине / О. Б. Чернега; НАН Украины. Ин-т экономики пром-ти. &Mdash; Донецк, 1999. — 95 с.
  3. Концептуальные основы систем управления качеством. Основополагающие принципы международного стандарта ISO 9000: 2000: Учеб. пособие. для студ. высш. учеб. закл. Ч.1 / С. М. Коваленко, В. А. Лебединец, С. М. Коваленко; Нац. фармац. ун-т. &Mdash; Х .: Золотые страницы, 2003. — 96 с.
  4. Мутасим М. П. Стандарты во имя прогресса // Стандарты и качество. &Mdash; №3. &Mdash; 2005. — С. 50.
  5. Талонин А. ломать не надо // Стандарты и качество. &Mdash; №3. &Mdash; 2005. — С. 74.
  6. Системное управление качеством: Учеб. пособие. / В. А. Мозолюк; Нац. в-т кораблестроения им. Адмирала Макарова. &Mdash; Николаев, 2005 — 103 с.
  7. Шаповал М. И. Менеджмент качества. &Mdash; К .: Т-во „ Знание ", 2003. — 475 с.